Современные шаманы - чем занимаются, обряды и традиции шаманизма, духовность и жизнь после смерти, реальность реинкарнации.
В течение столетий служители церкви говорят, что люди могут быть одержимы демонами. А как это проявляется?
Тщеславие, гордыня, унижение с точки зрения духовной философии.
Небольшой остров Бали входит в Индонезийский архипелаг. Здесь возникла уникальная смесь из буддизма, малайского культа, индуизма, яванских верований в животных.
Шаманы и шаманизм
Шаманы нашего века живут вполне современной жизнью: общаются по сотовому телефону, ведут собственные сайты в интернете и принимают участие в предвыборных кампаниях. Но для разговоров с духами, бьют в бубен и танцуют точно так же, как их предки тысячи лет назад.
Шаманы не проходят обучение, не сдают экзамены и не получают сертификаты. Да и учебники «Как стать шаманом» не продаются в книжных магазинах. Ведь чтобы стать шаманом, человек должен пройти через трудные испытания. Неподготовленный будущий шаман обычно заболевает, начинает тосковать и метаться. Старый опытный шаман, увидев такого человека, сразу понимает, в чем дело. Подсказывает, что делать дальше. Вместе они совершают первое посвящение – камлание. По легенде, во время этого обряда духи уносят человека на небо, разрывают его на части, снимают плоть с костей. Затем снова собирают все части в одно целое, облекают кости свежей плотью и вдыхают в тело новую душу. На землю человек возвращается уже шаманом и остается таковым до конца своих дней. Лишиться этого дара можно только вместе с жизнью.
Обрядовый наряд шамана выглядит очень экзотично: шапка с птичьими перьями и плащ, украшенный бусинами, лентами, увешанный тряпичными змеями, кожаными шнурками с узелками, бубенцами, железными фигурками людей и животных. Совершать обряды без этой экипировки запрещается: змеи призваны отпугивать злых духов, а прочая атрибутика – вызывать восхищение добрых. Как только шаман надевает свою одежду, он сам становится духом и может свободно перемещаться между тремя мирами – Верхним, Средним и Нижним. Чтобы призвать духов и начать путешествие шаман бьет в бубен, танцует и поет ритуальные гимны. Ученые утверждают, что размеренные звуки бубна, под которые подстраивается сердце шамана, вместе со специфичными движениями и монотонным пением помогают войти в транс. А шаманы считают, что в невидимом обыкновенным людям мире бубен обращается в верного коня, которого он поторапливает обтянутой мехом колотушкой. И конь этот по первому зову привезет шамана во всякий уголок нужного мира, а после смерти отыщет ее душу и предоставит ей новую жизнь.
У шаманов, не принято давать рекламу. Про их существование люди узнают друг от друга. Тарифов за услуги тоже нет: сколько принесут – столько и возьмут. А приходят чаще всего женщины. Жалуются на проблемы со здоровьем, неурядицы в семейной жизни, интересуются настоящим и будущим. Шаман выслушивает просьбу, а потом разжигает курильницу с сушеным можжевельником, берет бубен, надевает свою экипировку и отправляется в свой шаманский мир искать злых духов, ставших причиной означенных проблем. А найдя этих духов – побеждает их, заставляя оставить в покое пациента. Когда шаман очищает человеческую душу, то все проблемы исчезают сами собой. Чтобы узнать, насколько удачно прошел обряд, шаман ворожит. Кидает перед человеком свою колотушку. Если она падает мехом вниз – это хороший знак, а если вверх – плохой. В последнем случае шаманы советуют задобрить злых духов символическими дарами или угощениями. Колотушку снова бросают перед человеком. Сытые и удовлетворенные, духи дают позитивный прогноз.
Далекие от мистики ученые говорят, что шаманы применяют медицинские методики: ароматерапию, массаж, лечение травами, корректировку внутренних ритмов человеческого организма при помощи бубна. Что шаман – это психотерапевт. Во время обряда камлания в транс входит не только сам шаман, но и его пациент. В таком состоянии человеку несложно внушить, что теперь все болезни и беды непременно отступят. И когда человек сам в это поверит, большинство его проблем действительно останется позади. Кто здесь прав – неизвестно, но повторной процедуры приходящим к шаману людям обычно не требуется.
А еще шаманы говорят, что помочь себе человек может и сам. Для этого нужно пойти в красивое место и поклониться духам природы. Например, увидели красивое дерево – похвалите его, и вам непременно станет легче. Чтобы быть сильным, шаману надлежит быть ближе к земле: кланяться ей, петь для нее. И, конечно, периодически подпитывать свою энергию.
Шаманы со всех городов ежегодно отправляются в путь к древней земле, расположенной среди Саянских хребтов. Это делается для того, чтобы зарядиться энергией, получить благословение духов. Красота священных мест Тувы ни с чем не сравнится. Шаманы тысячи лет жили на этой земле. Археологи говорят, что первые свидетельства их существования можно обнаружить еще в наскальных рисунках времен неолита. Но не всегда шаманская жизнь была спокойной и счастливой. Сначала православная церковь приложила максимум усилий, чтобы обратить тувинцев в христианство, а затем советская власть в добровольно-принудительном порядке сделала всех атеистами. У шаманов отбирали их одежду и бубны, запрещали обряды выкрикивания заклинаний под удары бубна, а непокорных казнили или ссылали. Но шаманизм выжил. Из поколения в поколение шаманы тайно передавали свои знания, секреты изготовления бубнов и прочих атрибутов, прятались, уходили в горы, колдовали тайком – и сохранили свое древнее искусство. Видимо, духи все-таки были на их стороне. Советская власть неожиданно кончилась, а шаманы остались. Постепенно они стали отвоевывать утраченные позиции.
Сегодня шаманизм в Туве признан национальной религией. Шаманы объединяются в официально зарегистрированные централизованные общества, открывают приемные кабинеты и собственные больницы. Самые крупные общества шаманов называются «Дунгур» и «Тос Дээр», что в переводе на русский язык означает «Бубен» и «Девять небес».
Никто не смотрит на шаманов как на каких-нибудь экстрасенсов-шарлатанов. Их занятие считается таким же обычным делом, как работа психолога. За помощью к шаманам обращаются местные власти во время стихийных бедствий. Шаманы участвуют даже в политической жизни. В период выборов в команде каждого кандидата есть личный шаман, в арсенале которого – целая армия духов, готовых исполнить любое пожелание электората. Шаманские общества между собой не конкурируют, а сотрудничают и регулярно собираются вместе, чтобы обменяться опытом, совершить какой-нибудь обряд или вылечить особенно трудного больного.