Классификация религий, история религий, общность и различие религий.
В течение столетий служители церкви говорят, что люди могут быть одержимы демонами. А как это проявляется?
Тщеславие, гордыня, унижение с точки зрения духовной философии.
Небольшой остров Бали входит в Индонезийский архипелаг. Здесь возникла уникальная смесь из буддизма, малайского культа, индуизма, яванских верований в животных.
История религий
Понятие религии, ее место и роль в современном мире. Религиозное и атеистическое мировоззрение. Религия и наука. В наши дни усилилась и дошла до апогея девальвация ценности человеческой жизни, наступление на души человеческие со стороны материалистов стало более мощным, а главной ценностью стала считаться не душа человека, а его кошелек. В свете этого интересно наблюдать интенсивный и ярко выраженный рост к духовным ценностям, в частности к религии. Попробуем разобраться в причинах и корнях подобного парадоксального явления.
Начнем с определения религии. Согласно энциклопедии термин «религия» в переводе с латинского (relegio) означает благочестие, святыня. С точки зрения философии религия представляет собой специфическое мироощущение, характерное поведение и некие действия, в основе которых лежит Вера в сверхъестественное, священное и высшее, то есть вера в Бога.
По большому счету религия возникла с возникновением человека, и в самом начале проявлялась она в своих примитивных формах, таких как суеверия, ритуалы и т.д. в виде фетишизма, тотемизма и магии. В течение более чем двух тысяч лет религия являлась ведущей формой общественного сознания. Это продолжалось до эпохи Просвещения, когда научно–технический прогресс сильно пошатнул влияние религии в обществе.
Идейной основой и теоретической базой религии является Теология – наука, которая включает в себя некоторые дисциплины, о различных сторонах богословия. Ключевыми понятиями теологии служат догматы (или, проще говоря, вероучительные истины–аксиомы). Догматы не допускают каких бы то ни было сомнений, не нуждаются в доказательстве, они подразумеваются как изначально верные божественные откровения, и лишь объясняются в теологических трактатах, интерпретируются, дабы сделать их понятными и довести до сердца и ума каждого верующего.
Большое и очень важное место каждая религия отводит обрядам, таинствам, богослужениям. Это обусловлено устойчивостью вековых традиций, поддерживаемых обрядами. Испокон веков церковные обряды неразрывно связывались с самыми важными событиями (рождение, свадьба, похороны) в жизни человека. И церковь небезуспешно использовала этот факт для поддержания и усиления своего влияния. Существует следующее деление религиозных объединений или организаций: церковь (в переводе с греческого дословно Божий Дом), конфессия (в переводе с латинского означает исповедание), деноминация (изменение имени, «выход из имени»), секта (образ мыслей), культ и др.
Церковь сегодня это объединения отдельных конфессий с некими административными структурами. В церквях нет постоянных списков прихожан, есть четкая внутренняя иерархия, им характерна строгая традиционность.
Конфессия означает приверженность к какой-либо религии. Это религиозное объединение, которое имеет определенные особенности богослужения и специфическую организационную структуру.
В наши дни конфессией называют какое–либо направление в пределах одного вероучения.
Деноминация в христианстве означает «отделение, отгораживание, от единой веры», иногда этот термин означает также некий промежуточный вид религиозной организации.
Сектой называют группу, оппозиционную к основной религии. Для сект характерен радикализм, харизматизм, авторитаризм.
Церковь имеет огромное влияние на общество. Выделяют семь основных исторически сложившиеся ее функций:
1) Мировоззренческая (объяснения сущности, причинно–следственных связей). Каждая религия это некое учение.
2) Поддерживающая. В тяжелые минуты люди обращаются к церкви за помощью и поддержкой.
3) Воспитывающая функция. Понятие греха и неминуемого наказание за него воспитывает верующих и уберегает их от неверных поступков, морально самосовершенствуясь таким образом.
4) Функция Управления. Как известно Религия имеет довольно сильное влияние на личность. Но не только. Целые государства подвержены этому влиянию. Церковь определяет организацию государства, его законодательную структуру.
5) Церковь также и объединяет. В эпохи смуты, конфликтов, раздоров, религия становилась тем миротворцем, объединителем и сплотителем, каким не могло стать ни одна другая организация. Вера объединяла единомышленников с разных концов света, поддерживала дух людей, целых народов, сплочала для противостояния врагам. Но сегодня эта объединяющая функция церкви приобрела некий экстремистский характер, когда приверженность к другой религии становится причиной раздоров и конфликтов. При том, что призыв к борьбе противоречит догматам всех мировых религий.
6) Культурообразующая функция. Являясь частью культурной жизни социума, Религия довольно сильно влияет на творчество деятелей искусств, а культура всегда имеет в себе следы исповедуемой религии. Это своеобразный стержень, который позволяет сохранить основную духовную идею, тем самым, спасая цивилизацию от деградации.
7) Функция преемственности. Вольно или невольно, но именно церкви мы обязаны сохранением культурных национальных традиций.
В наши дни имеется следующая градация истории религии на 3 условных ступеней:
1. религия, которая опирается на свое божество в природных силах (бог Земли, бог Огня, Воды и т.д.);
2. религия, которая признает "Бога-хозяина", которая требует слепого повиновения ему. Имеется в виду т.н. монотеизм, или учение о Боге, как о личности. К подобным религиям можно отнести ислам, иудаизм, и, с небольшой натяжкой, христианство.
3. религия искупления. Примером которой является Буддизм.
В мире существуют многочисленные классификации (по разным признакам – национальным историческим, и др. признакам) религий.
Рассмотрим некоторые из них. Национальные были связаны с определенным этносом, со своими спецификами обрядов, системой табу. К таким сегодня относятся конфуцианство, иудаизм, индуизм, сикхизм, синтоизм, даосизм, и т.д.
Мировые религии - это христианство, буддизм и ислам. Их отличительными чертами является то, что они тесно связаны с родоплеменными и национальными религиями, но есть ощутимые различия от них. Мировые религии связаны в основном с образом жизни больших регионов, этнических групп, каст, классов. Для них характерен сильный уровень пропаганды, харизматичность, и при этом они в некотором смысле космополитичны, так как затрагивают различные социальные и этнические группы, и проповедуют идею равенства.
Существуют различные типы религиозных мировоззрений:
1. Политеизм, который говорит, что есть много богов, связанных с явлениями природы и др. (язычество).
2. Пантеизм отождествляет Бога с природой мира (индуизм, буддизм)
3. Деизм основан на идее Бога-Творца, который универсален и индифферентен к человеческой истории.
4. Монотеизм или теизм утверждает единство Бога как высшего существа, Творца, Отца, несущего ответственность за свое творение.
Деизм был популярен среди некоторых декабристов, но для России сегодня свойственен именно Монотеизм, хотя популярность Пантеизма в виде активизации защитников экологии и Партии Зеленых в последнее время тоже нельзя игнорировать.
В конце восемнадцатого века место деизма в нише свободомыслия занял атеизм, хотя на арене мировоззрения атеизм был далеко не новичком. Еще в древние века атеистами считали всех, кто не был согласен с господствующей религией. Так, Сократ считался в то время атеистом. Сегодня атеизм рассматривается как альтернатива богословию. Атеизм отрицает веру в сверхъестественное, в богов, и т. д. По большому счету Атеизм вообще отрицает религию, во всех ее проявлениях.
Атеисты всегда считались опасными, так как были вне контроля религии, а значит и правящих слоев общества. Ведь религиозным человеком намного легче манипулировать, чем свободомыслящим.
Революциям обычно предшествует всплеск борьбы атеизма с богословием и клерикализмом. Из этого антагонизма рождаются социальные и другие конфликты. Так, в двадцатом веке научный атеизм вылился в воинствующий атеизм. То есть религия стала преследоваться. Однако это искажение идей атеизма, перегибы, характерные для тоталитарных режимов, и отождествление воинствующего атеизма со свободомыслием неуместно (как неуместно приравнивать католицизм к инквизиции).
Проблемы диалога между наукой и религией, общность и разногласия исходных принципов.